Министерство образования РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная средняя школа № 14, г. Новотроицка.

Программа утверждена



Название курса: «Юный экспериментатор»

Программа рассчитана на 9 класс.


Автор: Ольховская Юлия Васильевна (учитель физики)

Город: Новотроицк.
Январь. 2004

Пояснительная записка.

Если бы человек не имел способности к навыку, то не мог бы подвинуться ни на одну ступень в своем развитии, задерживаемый беспрестанно бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ и новых побед. Вот почему то воспитание, которое упустило бы из виду сообщение воспитанникам полезных навыков и заботилось единственно об их умственном развитии, лишило бы это самое развитие его сильнейшей опоры; а именно эта ошибка... много вредила нам и вредит до сих пор. Заметим только, что навык во многом делает человека свободным и прокладывает ему путь к дальнейшему прогрессу.
К.Д. Ушинский

В системе методов обучения физике особое место занимает демонстрационный эксперимент. Его значимость в сообщении учащимся новых знаний заключается в том, что через ощущения учеников он формирует первоначальные представления об изучаемых явлениях, создает чувственные образы, лежащие в основе многих физических понятий. Нет иного пути, кроме как через наглядно чувственные образы, к пониманию, например, механического движения, траектории, электрической цепи, спектра и т. д.

Познание реальной действительности происходит, в конечном счете, на основе ощущений. Современная психология рассматривает образное мышление как один из уровней мысленной переработки и преобразования информации. Экспериментальные психологические исследования убедительно свидетельствуют о влиянии образов на продуктивность мышления в различных видах деятельности, в том числе в научном и техническом творчестве. Поэтому развитие образной стороны мышления — существенная часть формирования интеллекта учащихся. В этом важная роль принадлежит демонстрационному эксперименту.

Трудности сообщения знаний о физических явлениях, закономерных связях между ними и их практических при­менениях могут быть легко преодолены путем широкого показа физических опытов. Являясь носителем учебной информации, демонстрационный эксперимент, убедительный своей объективностью, выразительный своей образностью, экономный по затратам учебно­го времени, впечатляющий, а потому легко запоминающийся, активно формирует знания школьников.

Учитель в обучающем демонстрационном эксперименте руководит их восприятием и формулирует выводы.

Увиденные учащимися демонстрации оставляют в их сознании представления, позволяющие строить новые представления, т. е. образы таких предметов и явлений, которых они никогда не видели. Так демонстрационный эксперимент, развивая воображение учащихся, способствует успешному преподаванию физики и в тех случаях, в которых реальные опыты не могут быть поставлены на уроке.

Эксперименты, поставленные на курсах, усилят практическую и политехническую подготовку учащихся, восполнят недостаток самостоятельности у них при классных занятиях, а учителю позволит наиболее эффективно стимулировать освоение экспериментального метода исследований каждым школьником.

Постановка персональных опытов и конструирование приборов часто вызывают необходимость дополнительных сведений, что стимулирует учащихся к приобретению знаний через чтение книг, журналов и консультации у учителя, родителей, родственников. Выполняя задания, ученики приобщаются к соблюдению правил эксплуатации различного рода приборов и инструментов, всевозможных механизмов и транспортных средств.

Важно и то, что в процессе систематического и самостоятельного выполнения опытов учащиеся подчас даже непроизвольно усваивают методологию экспериментального исследования. Необходимость действовать в такой последовательности: постановка цели задания, выработка способа ее достижения, планирование эксперимента, его проведение, представление результатов эксперимента в виде таблиц, графиков, математических зависимостей или словесного описания, защита полученных из эксперимента знаний (выводов) при обсуждении работы.

Доводом в пользу усиления роли физического эксперимента на курсах по выбору служат и результаты анкетирования учащихся с целью выявления их интересов. При ответе на вопрос о том, какая форма проведения занятий вызывает наибольший интерес, в разных группах от 60 до 90% учащихся ставят на первое место лаборатор­ные работы.

Цель курса:

Для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы.

Задачи курса: