Средняя общеобразовательная школа №14.

 

 

Программа утверждена

 

 

 

 

 

 

 

Название курса по выбору:

Не то, что мните вы, природа.

(программа рассчитана на 9 класс)

 

 

Автор программы:

Башкурова Н.А.

(учитель физики)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новотроицк

2004 год.

 Пояснительная записка

Физику следует рассматривать во всех ее формах и проявлениях, в причинной зависимости от остальных сторон человеческого бытия. В процессе обучения элементы естественнонаучной и гуманитарной составляющих мировой культуры должны образовывать тот цельный образ реальности, который позволит учащимся свободно ориентироваться в окружающем мире.

Чтобы научные знания воспринимались учащимися как разумом, так и сердцем, необходимо, во-первых, гибкое и тактичное воздействие на интеллектуальный и эмоциональный мир ученика (с тем, чтобы ему была ясна польза от усвоения физических знаний и представлений и от сознательного участия в самих занятиях физикой) и, во-вторых, содержание учебного курса, должно стать очевидной культурной (а значит и личностной) ценностью физического образования для учащихся. Такое требование достигается с помощью историко-научного и социокультурного  подходов в рассмотрении фундаментальных физических понятий, идей, представлений.

Цель курса: Сформировать у учащихся понимание физики как единство науки, философии, культуры, как часть общей культуры человечества.

Задачи:

1)      Раскрыть физику как науку и как вид деятельности; соотношение рационального и интуитивного в ходе исследований; противостояние науки и антинауки; польза, получаемая от науки отдельно взятой личностью и всем человечеством.

2)      Рассмотреть взаимодействие науки с другими сторонами жизни человечества: наука, философия, религия; наука, идеология и политика государства; отображение науки в литературе и искусстве; личностью ученого и художника.

3)        Раскрыть творчество выдающихся деятелей науки через трепетное прикосновение к тем идеалам бескорыстного служения истине, к тем поучительным образцам терпения, мысли, труда и высочайшего профессионализма, которые пробуждают у учащихся романтику поисков своего назначения в жизни, стремление развивать свои наклонности, свои усилия в проектировании собственной профессиональной деятельности в будущем. В основу курса положен междисциплинарный подход, когда при обсуждении каждой запланированной темы в один узел завязывается наука (физика) и философия, история и религия, искусство и повседневный быт и когда сам человек становится мерилом всех свершившихся в мире событий.

 

Методические рекомендации.

·        При рассмотрении на занятиях процесса познания физических явлений очень важно уделять внимание не только успехам науки (тем более, что они составляют весьма малую долю в деятельности учёного), но и научным ошибкам и заблуждениям. Обращение к ним позволяет формировать у учащихся достаточно объективные представления о том, как «добываются» научные знания в действительности и какова истинная цена труда учёного. К тому же это позволяет вырабатывать у молодого поколения своеобразный иммунитет против мистики и суеверий и осознавать причины противостояния науки и антинауки.

·        Философия науки и культурология свидетельствуют о том, что толкование событий в развитии вне учёта истории культуры приводит к чрезвычайно обеднённой, подозрительной прямолинейной и потому  не вполне объективной картине человеческих усилий в исследовании природы.

·        Вне показа взаимодействия науки со всеобщей историей, философией и религией, существенно влияющими на процесс включения научных достижений в жизнь общества и осознание их мировоззренческой  и культурной значимости, наши объяснения многих причин победы человеческого разума представляется учащимся несколько схематичными, легковесными и потому надуманными.

·        И в этой связи следует обращать внимание учащихся на определённую изолированность научных событий от повседневной жизни человеческого общества. Поэтому необходимо отделять факт признания научного открытия учёными от процесса его восприятия элитой общества, а затем обществом в целом. Нередко эти два события разделены значительным временным расстоянием. Если, к примеру, учение Н. Коперника было признано астрономами во второй половине XVII в., то в обществе физический гелиоцентризм был воспринят положительно лишь в начале XVIII в., когда широкое распространение получили идеи «духовного гелиоцентризма» (стремление человека работать над своим несовершенным бытием и приближением к духовному центру – Единому, Благу, Логосу и Абсолюту).

·        Не менее важно на примерах изучения конкретных учебных тем показывать учащимся широкое применение физических знаний, методов в самых разных областях современной деятельности человека, демонстрируя тем самым и одновременно обосновывая значительную культурную ценность физико-математических наук. Особое внимание при этом целесообразно уделять вопросам, имеющим отношение к близким будущим профессиям многих и многих учащихся школ, лицеев и гимназий.

·        Существенным моментом в формировании личности ученика становится знакомство с творчеством выдающихся физиков мира. И здесь очень важно раскрывать личность учёного во всём ее богатстве и противоречиях, во взаимодействии со своей эпохой и близким окружением, в столкновениях великого разума и не менее великих страстей. При этом может быть использован такой прием: ученые прошлого отвечают на актуальные для современности вопросы, вовлекаются в дискуссии «в качестве живых собеседников и даже проницательных наставников».

·         Все направления преподавания должны реализовываться в соответствии с изучаемым материалом, не подменяя и не вульгаризируя его. Чтобы «окультуривание» материала приводило к глубокому пониманию фундаментальных идей и осознанию их мировоззренческой ценности, в учебный процесс должны быть внесены определённые изменения. Прежде всего необходимо осуществлять следующее:

дифференцированный подход в изучении курса физики (фундаментальные идеи и представления изучаются основательно, другие вопросы программы рассматриваются достаточно кратко либо только упоминаются с тем, чтобы образовать общую картину мира физических явлений; одновременно используются более экономные, логически и дидактически оправданные формы в изучении отдельных разделов и подразделов учебного курса);

применение на уроках упрощённых математических и экономных демонстрационных форм обоснования изучаемого материала (в отдельных случаях математические преобразования целесообразно заменять качественными соображениями, раскрывающими механизм физического явления);

поиски тщательно выверенных форм проведения лабораторных работ, решения задач, организации контроля знаний и умений учащихся.

·        И всё же главное заключается в том, чтобы уже в самом начале изучения курса пересмотреть прежние идеалы в понимании мира физики.

Ниже предлагается программа такого курса, расчитанная на 35 часов. В основу курса положен междисциплинарный подход, когда при обсуждении каждой темы в один узел завязывается наука (физика) и философия, история и религия, искусство и повседневный быт и когда сам человек становится мерилом всех свершавшихся в мире событий.

Серьезным моментом в освоении научно-культурного материала учениками становится подготовка ими творческих работ по избранной теме. Темы могут быть такими: «Проста ли дорога к научной истине?», «Образ ученого в прозе и поэзии» и др.

 Опыт исследования  свидетельствует: сочетание гуманитарного процесса с усвоением научно-культурных знаний и личным проникновением в существо заинтересовавшего учащегося вопроса при выполнении им творческой работы дает ему немало для понимания физики как важного элемента мировой и собственно культуры.

 Введение: культура общества как единое целое.

 

    Раздел 1.

Физика как специфический вид человеческой деятельности,

как наука и научные знания

 

1 .    Что дала и продолжает давать физика человечеству: древность и формирование метафизических представлений о мире; зарождение научных методов познания природы в Новое время; торжество разума в учениях Р.Декарта и И.Ньютона; мир следует по стопам ньютоновского учения; посленьютоновское развитие и мир техники.

2.     Содержание и построение физической науки: чем занимается физика; структурные элементы научных знаний - факты, гипотезы, законы, теории и соотношения между ними; различная степень общности законов и теорий; виды взаимодействия в природе и фундаментальные физические теории; теория великого объединения.

3.     Процесс познания в физике: наука начинается с наблюдений; недостаточность наблюдений и функции опыта в познании явлений природы: различные цели постановки эксперимента; математический расчет и возникновение теоретической физики; взаимодействие опыта и теории в исследовании; экспериментаторы и теоретики.

4.      Рациональное и интуитивное в познании физических явлений: роль догадки в ходе исследования природного явления; о достаточности числа опытных измерений; поиски логического и математического оправдания догадки и постановка эксперимента; место интуитивного в науке и искусстве (сравнительный анализ).

5.      Эстетическое начало в деятельности ученого-физика: красота как гармоничное согласие частей целого друг с другом и с самим целым; соседство красоты и истины ( интуиция и опыт исследовательской деятельности); критерий красоты в научном познании; симметрия и нарушение симметрии; красивый опыт; романтика научных терминов; эстетическая привлекательность научного слова и научных текстов.

6.     Ошибки и заблуждения в научном познании: радостная и печальная сторона процесса познания; заблуждения самой науки, обусловленные особенностями её развития и философии познания; ошибки и заблуждения отдельных ученых, порожденные экспериментом и теорией, мировоззрением и парадигмой ученого, авторитетом ведущих исследователей, психологии поведения и т.д. Поучительная ценность ошибок ученых.

7.      Человек науки (ученый как состояние души): становление творческой личности в детстве и юности; образование будущего ученого и роль гуманитарного (философского) образования; общий стиль работы ученого; общее и различие в деятельности теоретика и экспериментатора; об обычном и «странном» в поведении человека науки; издержки научного творчества (по С. Оствальду)

8.      Наука и антинаука в противопостоянии: причины обращения человека к антинауки и мистицизму; конкретные примеры антинаучной оценки проявление деятельности; обобщенный «портрет» автора псевдооткрытий, ниспровергатели классических научных истин; наука и таинственные явления, обусловленные жизнедеятельностью человека.

9.      Что даёт изучение физики современному человеку? О способности к гуманитарным и точным наукам; мировоззрение, научные основы техники (в том числе и бытовой); научное мышление; отличие научных знаний от обыденных; четкое выражение своих мыслей, навыки терпение и преодоление трудностей; польза от занятий физикой для будущих гуманитариев.

10.      Издержки научного исследования природы: « не то, что мните вы, природа»; возникновение научных методов познания и постепенное отдаление науки от общей культуры человечества; образование двух культур в обществе и определённые неприятия науки гуманитариями; сомнительный характер научных достижений, негативные последствия научно-технического прогресса, обеднение (за счет идеализации) представлений о мире и самом человеке.

Раздел 2.

Физика во взаимодействии с другими  областями                                                                                                                                   человеческой деятельности

 

1.      Физика и философия: философия и натурфилософия; мировоззренческие вопросы, общие для физики и философии; отделение науки от натурфилософии; философские вопросы естествознания в сочинениях выдающихся философов; философские взгляды виднейших ученых-физиков; физика и диалектика познания; философские вопросы современной физической науки.

2.      Физика, идеология и политика государства: оценка науки как интеллектуального и материального богатства общества; организация научной деятельности в государстве; наука и оборона страны; навязывание идеологии государства ученым и «физический идеализм»; несостоявшийся суд над советской физикой; место ученого в современном обществе и в государстве.

3.      Физика, мир техники и быт человека: «независимость» науки от техники на начальном этапе развития; взаимодействие науки и техники (на уровне теории, методов и оборудования); наука как основа современной техники - промышленной и бытовой; научно-технический прогресс и его влияние (положительное и негативное) на окружающую среду, быт человека и его культуру.

4.       Человек как объект научного познания: механика Ньютона и представление о человеке как машине; жизнедеятельность человека в физических (гравитационном и электромагнитном) полях; конкретные примеры объяснения функционирования человеческого организма с помощью известных физических законов; создание и действие технических устройств по образу и подобию человека, определяемые природными явлениями; зарождение и развитие биофизики человека.

5.     Отображение науки в художественной литературе: научные идеи мировоззренческого содержания в поэтических произведениях древних; естественнонаучные поэмы Лукреция, Дж. Донна и Э. Дарвина; образ ученого в прозе Нового времени; физика и физики в отечественной и зарубежной художественная литературе ХХ века;

 научно-художественная литература и её роль в просвещении общества.

6.     Поэты о природе, её познании и выдающихся ученых: природа и человек в ней; восхваление науки и воспевание великих ученых и изобретателей; неприятие науки и последствий её деятельности отдельными (нередко известными) писателями и поэтами мира; сопоставление научного и художественного творчества (восприятие мира учеными и художниками)

7.      Ученый в роли поэта: мотивы обращения ученых к написанию стихов; темы поэтического творчества ученых (природа и её познание, размышления о сути бытия, великие предшественники, шуточные послания, гимны и юмористические зарисовки повседневной научной жизни); искусство в жизни ученых-физиков

8.     Личность ученого и художника в сопоставлении: различие в характере восприятия и взглядах на природу; специфика профессионального образования и методов постижения научной и художественной правды; интуитивное, иррациональное и рациональное научное в творчестве художника и ученого; повторяемость в науке и не повторяемость в искусстве

9.    Женщины в науке и в жизни выдающихся ученых-физиков; женщина как исследователь (Гипатия, С. Ковалевская, М. И Ю.Кюри, Э.Нетер); мать будущего ученого и мотивы гуманитарной культуры и воспитания; супруга ученого: браки по любви, общему интересу к науке и по расчету.

10.    Физическая наука в России: формирование точных наук в республике; основные научные достижения и традиционные направления исследований; известные математики, физики, астрономы; действующие научные институты, исследовательские лаборатории, инженерно-физические установки; научные традиции и особенности образования; впервые в России (хронология научно культурных исторических, тесно связанных с точными науками)

Раздел 3.

 

Взаимодействие науки, философии и культуры на примере творчества

выдающихся естествоиспытателей и ученых-физиков

 

1.     Леонардо да Винчи: математика и механика на службе искусства и архитектуры

2.     Н. Коперник и новое восприятие мира

3.     Творчество Г. Галилея в истории науки и культуры

4.     Р. Декарт и картезианство в философии и науке

5.     Б. Паскаль (мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем)

6.     И. Ньютон (влияние его учения на мировую цивилизацию)

7.     Трагедия научного гения М.В. Ломоносова

8.     Дж. К. Максвелл и полевой вид материи

9.     Победы и поражения в творческой деятельности Л. Больцмана

10.   А. Эйнштейн и современное видение мира

11.   Н. Бор (у истоков постижения необычности законов микромира)

 

 Заключение: физика как важнейший элемент мировой культуры и культуры каждого образованного человека.

Литература для учителя

 

Гальперин С. В. Мое мировидение/ Курс лек­ций.— М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992.

Гельман З.Е. История науки и культуры в об­щеобразовательной школе // Педагогика. 1993. №5.

Голин Г.М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы.— М.: Просвещение, 1987.

Дик Ю.И., Тарасов Л.В. Практические ас­пекты гуманитаризации преподавания физики в школе // Физика в школе. 1988. №2.

Метафизика и идеология в истории естествозна­ния.— М.: Наука, 1994.

О человеческом в человеке./ Под общей редакцией  И.Т.Фролова.— М.: Политиздат, 1991.

Тарасов Л.В. Современная физика в средней школе.— М.: Просвещение, 1990.

Физика XIXXX вв. в общенаучном и социокуль­турном контекстах: Физика XIX века. М.: Наука. 1995.

Филатов В.П. Научное познание и мир чело­века.— М.: Политиздат, 1989.

Чандаева С.А. Физика и человек.— М.: Ас­пект-Пресс, 1994.

Шаронова Н.В. Методика формирования науч­ного мировоззрения учащихся при обучении физике.— М.: МП "MAP", 1994.

Шаронова Н. В., Щербаков Р. Н. Методи­ческие рекомендации по гуманитаризации преподава­ния физики в школе. Ч. IIV,— Таллинн. 1994—1995.

Щербаков Р.Н. Физическое образование и культура // Советская педагогика. 1991. №12; Социокультурные функции истории науки в процессе обуче­ния // Вопросы психологии. 1992. №1-2; Здравый смысл учащегося и научные знания // Вопросы психо­логии. 1993. №3; Две стороны культуры в представле­нии учащихся // Вопросы психологии. 1996. №3.

 

Литература для учащихся

 

Арцимович Л.А. Физик нашего времени // Наука сегодня.— М.: Молодая гвардия, 1965.

Блудов М.И. Беседы по физике.— М.: Просве­щение, 1992.

Брехт Б. Галилей.— М.: Художественная литература, 1972.

Глухов А.Г. Книги, пронизывающие века.— М.: Книга, 1975.

Гранин Д. Иду на грозу.— Л.: Советский писатель, 1962; Кто-то должен.— Л.: Советский  писатель, 1970.

Гроссман М. Жизнь и судьба.— Таллинн; Ээсти раамат, 1990.

Демин В.Н., Селезнев В.П. Мирозданье постигая...— М.: Молодая  гвардия, 1989.

Друянов Л. А. Законы природы и их позна­ние.— М.: Просвещение, 1982.

Иванов Б.Н. Этюды о физике.— М.: Просвеще­ние, 1993.

Кедров Б.М.О великих переворотах в науке.— М.: Просвещение, 1986.

Китайгородский А.И. Физика — моя про­фессия.— М.: Молодая гвардия, 1965.

Лосев А.Ф. Дерзание духа.— М.: Политиздат, 1988.

Мейлах Б.С. На рубеже науки и искусства.— Л.: Наука, 1971.

Мережковский Д.С. Воскресшие боги (Лео­нардо да Винчи).— М.: Панорама, 1993. Мигдал А.Б. Поиски истины.— М.: Молодая гвар­дия, 1983.

Мороз О. П. Прекрасна ли истина? — М.: Молодая гвардия, 1989; От имени науки.

 О суевериях XX века.— М.: Политиздат, 1989.

Муза в храме науки / Сб. стих.— М.: Сов. Россия, 1988.

Пайерлс Р.Е. Законы природы.— М.: Физматгиз, 1959.

Пономарев Л.И. Под знаменем кванта.— М.: Наука, 1989.

Радунская И.А. Предчувствия и свершения.— М.: Детская  литература, 1984.

Ракитов А.И. Принципы научного мышле­ния.— М.: Мысль, 1975; Трактат о научном познании для умов молодых, пытливых и критических.— М.: Детская  литература, 1977.

Сноу Ч. П. Поиски.— М.: Прогресс. 1964.

Сухотин А.К. Превратности научных идей.— М.: Знание, 1991.

Тарасов Б.Н. Паскаль.— М.: Молодая гвардия, 1982.

Тарасов Л.В. Этот удивительно симметричный мир.— М.: Просвещение, 1982.

Томилин А.Н.В поисках первоначал.— Л.: Детская литература, 1990.

Торчилин В.П. Там, где кончается наука.— М.: Политиздат, 1991.

Уилсон М. Живи с молнией.— М.: Правда, 1990.

Чудинов Э.М. Нить Ариадны.— М.: Мысль, 1979.

Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физи­ки. М.: Физматгиз, 1956. (Собрание научных трудов, т. IV).

 

 

Hosted by uCoz